понедельник, 10 февраля 2014 г.

Рецепт волшебной сказки и кое-что о создании квестов





Недавно, рыская по интернету в поисках статей по методологии составления сюжетов (для квестов), наткнулся на такую забавную штуку, как карты Проппа.   





Владимир Яковлевич Пропп - советский учёный фольклорист, который провёл тщательный анализ структуры русских народных сказок и выявил в них набор постоянных структурных элементов. Эти элементы и нанесены на карты.
Таким образом, выбирая и комбинируя карты из колоды, восстанавливая связь между мотивами отраженными на картах, можно генерировать сказки. Карты Проппа можно применять в психотерапевтических и педагогических целях. Их успешно используют некоторые продвинутые учителя на уроках литературы в начальной школе. К тому же, думаю, это очень выручит родителей, которым трудно придумать новую сказку на ночь =)

Кстати, если мой дорогой читатель знает о чём-то подобном и напишет об этом в комментариях - я буду благодарен!


Далее привожу сами карточки, пару слов о развитии идеи и подборку ссылок для интересующихся.

Карты Проппа

 

Карты Проппа
Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве").


Карты Проппа
Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха").


 Карты Проппа
Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы").


Карты Проппа
4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).



Карты Проппа
5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).


 Карты Проппа
6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).


Карты Проппа
Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).


Карты Проппа
Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).


Карты Проппа
Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).


Карты Проппа
Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи).


Карты Проппа
Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).


Карты Проппа
Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.


Карты Проппа
Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).


Карты Проппа
Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).


Карты Проппа
Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).


Карты Проппа
Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).


Карты Проппа
Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).


Карты Проппа
Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).


Карты Проппа
Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).


Карты Проппа
Герой исполняет задание (а как же иначе?).


Карты Проппа
Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).


Карты Проппа
Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).


Карты Проппа
Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).


Карты Проппа
Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).



Карты Проппа
Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).


Карты Проппа
 Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)


Карты Проппа
 Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).







Карты Проппа
Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).



 Пару слов о подходе к квестам

Для "прототипирования" собственного сценария квеста, полезно составить свою колоду(для своего жанра), комбинируя традиционные элементы с наиболее редкими.

 К тому же, не обязательно ограничиваться структурой повествования. Можно заготовить впрок типажи героев, внешние окружения и другие элементы. Подобная формализация, также позволяет значительно ускорить или даже автоматизировать процесс создания историй, что очень полезно при создании компьютерных квестов и ролевых игр живого действия.
  В заключение, могу сказать, что работа с картами - весьма увлекательное занятие. Написав всего пару десятков оригинальных карт, можно воспроизвести огромное количество нетривиальных ситуаций. Такая колода в течение долгого времени может доставлять немало веселья.

Желаю добрых игр и хорошего настроения!
 
Всегда рад именно ВАШИМ комментариям!


Ссылки для интересующихся


  1. Статья о картах Проппа(отсюда взяты картинки и часть текста)
  2. Книга "Морфология волшебной сказки" В.Я.Пропп 
  3. Автоматическая генерация квестов (статья с Хабра)
  4. Краткое содержание раздела по конструированию квестов в игре "Лабиринты и Минотавры"
  5. Полное руководство ведущего ролевой игры "Лабиринты и минотавры" [PDF]

5 комментариев:

  1. Хорошая идея! Напоминает рецепт написания фантастики от Лема. Надо будет для вахи такую штуку на досуге запилить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, тоже вспомнил. Там, кстати, по 4 ссылке отличная формула. Для простых приключений её с лихвой хватает. А больше и не нужно, как говорится =)

      Удалить
  2. Статья действительно отличная. А ссылки... =*__*=
    Спасибо)

    З.Ы. Вот теперь я поняла, почему здесь мало комментариев =\ Отредактировать отзыв нельзя, след от удалённого остаётся висеть, а для новых приходится вводить кучу циферок(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рад, что понравилось!=)
      Идея игры с карточками тоже приходила мне в голову. Сделал простенький набросок генератора сюжетов в таблице. Если хочешь, могу сбросить последнюю версию.

      Удалить